УДОД

С любовью и верой

 

УДОД

 Рукотворная игрушка как основа русской народной культуры

(из опыта работы СП «Традиционная тряпичная кукла»)

  

    Русский народ имеет ценнейший опыт воспитания, опыт передачи культурных традиций от старших поколений – младшим. Одним из таких важных педагогических инструментов была рукотворная игрушка. Пользуясь природными материалами, и взрослые, и дети мастерили самые разнообразные игрушки, обрядовые предметы. Щепные погремушки, мячи из шерсти и бересты, глиняные и деревянные свистульки, лоскутные куклы, птички из теста – все эти изделия привлекательны своей естественной красотой. Они органичны с самой природой ребёнка.

    Народные игрушки делались без всяких выкроек, чертежей, рецептов. Все их размеры определены величиной ладони, пальцев, горсти, руки до локтя, до плеча. Игрушечные фигурки соразмерны человеку, своему создателю. Поэтому их формы очеловечены, одухотворены. При схожести принципиальной они всегда индивидуальны, а значит неповторимы.

   Что сегодня можно дать в руки своему ребёнку? Безликую и бездушную Барби? Чуткие родители понимают, что эти игрушки более вредны, чем самая несъедобная пища. Конечно, самоделки не могут полностью заменить ребёнку готовые игрушки: они должны сосуществовать в разумном соотношении. А если чаша весов явно перетягивает в чуждую нам сторону? Значит, не нужно ждать беды, надо самим приблизиться к ценностям народного искусства и этнопедагогики. Сегодня народная игрушка может стать подлинно целительным средством воспитания, даже более действенным, чем прежде. Это прививка от беспамятства, привязка

«к месту» - чтобы соответствовать типу своей культуры. На её коренные традиции следует опираться, их следует развивать, приспосабливая к новым условиям жизни.

   Сегодня, когда естественный механизм передачи традиционных духовных ценностей от поколения к поколению, «из уст в уста», «из рук в руки» почти разрушен, преемственность рукодельного мастерства, фольклора во многом зависит от целенаправленной деятельности учреждений образования.

В 2010 году в рамках реализации муниципальной целевой программы развития образования на 2008 -2010 годы в Центре детского творчества была организована стажёрская площадка «Традиционная тряпичная кукла».

Цель стажёрской площадки - обучить воспитателей ДОУ, учителей технологии и начальных классов ОУ, педагогов УДОД технологиям изготовления народной куклы.

    Для успешной работы стажёрской площадки разработаны нормативно-правовые документы: приказ руководителя МОУ ДОД Центр детского творчества об открытии стажёрской площадки «Традиционная тряпичная кукла», должностная инструкция руководителя стажёрской площадки, учебно-тематический план, удостоверения.

    Работа площадки – это и организация и проведение мастер-классов, включающих теоретический и практический материал по истории возникновения и изготовлению народной куклы. Для проведения занятий были разработаны технологические карты и изготовлены образцы кукол. Занятия проводились 1 -2 раза в месяц продолжительностью 3 часа. За год проведено 14 занятий, стажёрами изготовлено 27 кукол, которые стали образцами для дальнейшей работы педагогов; сформированы тематические папки. Успешно закончили обучение и получили удостоверения 12 педагогов. Итогом работы площадки стала выставка работ стажёров.

    Знания и умения, полученные в результате участия в работе стажёрской площадки, педагоги используют в своей деятельности: организуют и проводят мастер – классы для обучающихся, родителей и своих коллег. На основе знаний о традиционном изготовлении кукол разрабатывают авторские варианты для оформления домашнего интерьера и садовых участков.

В чём же кроется загадка народной куклы? Почему сегодня, в XXI веке, к ней не утрачен интерес?

    Кукла не рождается сама, создаёт её человек. Народную куклу можно рассматривать как часть духовной и материальной культуры, ведь она сохраняет в своём образе черты создающего её народа. Куклы, дошедшие до нас, которые хранятся в фондах музеев, и те, о которых мы получили сведения из рук в руки, несут богатейшую информацию.

    Народная кукла представляет собой благодатный материал в плане изучения этнографии: она впитала в себя многочисленные виды народного творчества – изготовление костюма, ткачество, вышивку, плетение кружева.

Ещё один пласт культуры, который заложен в кукле, – мифология и фольклор, то есть сведения о мифологических персонажах, обрядах, календарных и православных праздниках.

    Игровая кукла имеет большое значение как средство передачи знаний о народной культуре, совместного творчества родителей и детей, приобретения навыков рукоделия и мастерства и развития моторики рук.

    Традиционные народные куклы, которые пришли к нам из далекого прошлого – это уникальное явление в истории духовной и материальной культуры. Сегодня они имеют особую ценность и значимость как вид декоративно-прикладного творчества, но в то же время они не дают нам забыть традиции и обычаи своего народа. На куклу не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцу детей и взрослых.

 

Т.Л. Лепешова,

заместитель директора МОУ ДОД Центр детского творчества

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Hosted by uCoz